« Здоровьесбережение при использовании информационно-коммуникационных технологий в индивидуальной работе
учителя-логопеда ДОУ»
Зорина О.Ю.
Екатеринбург,
МАДОУ № 586
«Остров детства»
В последние годы отмечается
увеличение числа детей с нарушениями речи и соответственно, возникает
необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Речь детей
обеспечивает её коммуникативную функцию, а в ряде случаев является полноценным
регулятором поведения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития обуславливает специфические особенности мышления, недостаточную устойчивость внимания,
снижение вербальной памяти и познавательной активности.
В настоящее время в системе коррекционного дошкольного образования происходят
значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,
методической и материальной базы образовательной деятельности детей
дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование
новых информационно-коммуникационных технологий.
Ведущая роль в коррекционной работе с использованием
информационно-коммуникационных технологий
принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках компьютерной среды доступными средствами осуществляет ребенок. Применение
игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и
создание проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной
связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной
оценки результатов деятельности. Работа с компьютерной программой позволяет воспитывать у дошкольников волевые
и нравственные качества, желание достичь необходимого результата.
Использование компьютерных технологий представляет собой не отдельно
взятые занятия (где компьютер представлен единственным источником получения
информации), а целостную взаимосвязанную, специально организованную систему. Упражнения с
компьютером включаются в традиционную структуру индивидуального занятия, с
соблюдением норм Сан ПиНа и использованием здоровьесберегающих технологий.
Для этого необходимо учитывать требования,
предъявляемые к развивающим компьютерным программам:
- Программа должна иметь указание на возраст
ребенка
- Объекты, отображенные на экране, не должны
быть мелкими или непонятными ребёнку
- Программа должна быть на русском языке, яркой, красочной, со звуковым
оформлением, и пошаговую стратегию выполнения.
- Текст заданий, если он имеется, желательно
должен быть озвучен диктором
- Задания - интересные, понятные дошкольнику,
простые для выполнения
- Периоды и эпизоды игры должны быть не более
3-5 минут
- Программа должна развивать ребёнка, давать ему
знания в незатейливой игровой форме, а также иметь возможность
индивидуальной настройки с учётом возможности ребёнка и иметь концентричность построения.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности: во
вторник, в среду или в четверг.
Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием
компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную
организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный
уровень освещённости. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или
чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Занятия с компьютером проводят в
присутствии педагога с соблюдением инструкции по охране труда. После занятия с детьми проводят гимнастику
для глаз.
Во время работы с видеомонитором большая часть нагрузки приходится на
мышцы, управляющие движением глазного яблока и изменением формы хрусталика.
Профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения является
гимнастика для глаз. Она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей
глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных
мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Проводится в течение одной - двух минут.
Для разучивания и проведения
гимнастики для глаз в игровой форме можно использовать офтальмотренажёр и
весёлое стихотворение:
Мы гимнастику для глаз
С вами выполним сейчас!
Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх - вниз по
дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
( движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(Круговые движения глаз)
Это что за чудеса?
Зайца хочет съесть лиса.
Но он убежит от беды,
Запутает умело следы.
(рисовать глазами восьмёрку по горизонтали)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз! (Зорина О.Ю.)
Таким образом, использование
информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях с логопедом позволяют расширить образовательное пространство,
придать ему новые формы, способствуют социальному,
когнитивному и речевому развитию детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий