Здоровьесбережение


« Здоровьесбережение  при использовании информационно-коммуникационных технологий в индивидуальной работе
учителя-логопеда  ДОУ»

 

Зорина О.Ю.

Екатеринбург,

МАДОУ № 586

 «Остров детства»

          В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Речь детей обеспечивает её коммуникативную функцию, а в ряде случаев является полноценным регулятором поведения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления,   недостаточную устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и познавательной активности.
      В настоящее время в системе коррекционного дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы образовательной деятельности   детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно-коммуникационных технологий.
      Ведущая роль в коррекционной работе  с использованием информационно-коммуникационных технологий  принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках  компьютерной среды доступными  средствами осуществляет ребенок. Применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Работа с компьютерной программой  позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества, желание достичь необходимого результата.        
       Использование компьютерных технологий представляет собой не отдельно взятые занятия (где компьютер представлен единственным источником получения информации), а целостную взаимосвязанную, специально организованную систему.  Упражнения с компьютером включаются в традиционную структуру индивидуального занятия, с соблюдением норм Сан ПиНа и использованием здоровьесберегающих технологий.   
      Для этого необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим компьютерным программам:
  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными ребёнку
  • Программа должна быть на русском языке,  яркой, красочной, со звуковым оформлением, и пошаговую стратегию выполнения.
  • Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
  • Задания - интересные, понятные дошкольнику, простые для выполнения
  • Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
  • Программа должна развивать ребёнка, давать ему знания в незатейливой игровой форме, а также иметь возможность индивидуальной настройки с учётом возможности ребёнка и иметь   концентричность построения.
       Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить  в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду или в четверг.
      Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Занятия с компьютером проводят в присутствии педагога с соблюдением инструкции по охране труда.  После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
       Во время работы с видеомонитором большая часть нагрузки приходится на мышцы, управляющие движением глазного яблока и изменением формы хрусталика. Профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения является гимнастика для глаз.  Она  обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение одной - двух  минут.     
          Для разучивания и проведения гимнастики для глаз в игровой форме можно использовать офтальмотренажёр и весёлое стихотворение:

Мы гимнастику для глаз
С вами выполним сейчас!

Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх - вниз по дорожке)

Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
( движения глаз вправо-влево)

Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(Круговые движения глаз)

Это что за чудеса?
Зайца хочет съесть лиса.
Но он убежит от беды,
Запутает умело следы.
(рисовать глазами  восьмёрку по горизонтали)

А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз! (Зорина О.Ю.)

           Таким образом, использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий  на индивидуальных занятиях с логопедом  позволяют  расширить образовательное пространство, придать ему новые формы,  способствуют  социальному,  когнитивному и речевому развитию детей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий